Лирический пейзаж в картинах Андрея Зотова

«Очарование природой», так назвал киргизский художник Андрей Зотов выставку своих произведений, развернутую в стенах дома, который много лет служил жилищем и мастерской выдающемуся советскому мастеру живописи Семену Афанасьевичу Чуйкову. В этих стенах не каждый рискнет выставить свои работы, ведь они живые свидетели творческой жизни двух замечательных художников Чуйкова и его жены Евгении Алексеевны Малеиной.

Хозяева мастерской незримо продолжают присутствовать на портретах за стеклом старого книжного шкафа, да и во всем пространстве музейной теперь экспозиции, есть некая невидимая стена, которую не каждый художник осмелится преодолеть. Зотов осмелился.

Не то, чтобы он шагал за Чуйковым словно ученик за учителем, и не из желания выставиться в свете ''иконы" -зачинателя киргизского изобразительного искусства. Художник Зотов человек простой и конкретный. Поступив во Фрунзенское художественное училище пятнадцатилетним подростком, он узнал, что  Чуйков в его возрасте, так же как и он, Зотов, бродил по горам, с маленьким самодельным этюдником, и задыхаясь от восторга рисовал горы.

По словам педагогов, Чуйков был столь укоренен в любви к художественному ремеслу, что никакие трудности его не пугали .Не испугали они и Андрея, он решил продолжить образование в России и поступил в Государственный педагогический Университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Чуйков в свои молодые годы учился и преподавал в Москве и Петербурге. Там в Русском музее он впервые увидел знаменитую картину Александра Иванова '' Явление Христа народу'' и впоследствии посвятил годы жизни изучению творчества великого реформатора российской академической живописи. Зотову во время учебы музеи северной Венеции также подарили немало встреч с произведениями искусства великих мастеров от эпохи Возрождения и Классицизма до передвижников и мастеров советского изобразительного искусства. Искушения остаться в столице изящных искусств у Зотова не было. Он стремился домой в Киргизию.

Первые годы преподавательская работа забирала много времени и сил . Но не следует забывать, что Бишкек, начиная с 30-х годов ХХ века был и остается городом художников . В Бишкеке и его окрестностях весь воздух пронизан неистребимым интересом к пленеру. Все киргизские художники от классиков до авангардистов прошли через увлечение этюдным методом работы. Именно поэтому киргизская природа по- матерински ласково принимает в свои объятья каждого искреннего искателя ее возвышенной красоты. Приняла она и Зотова.

Общая интонация творчества Зотова - лирико - поэтическое повествование. Киргизия, по его словам, - ''Рай для художников. Буквально за каждым поворотом дороги в горах открываются просто ошеломительные виды.''  Зотов находит в природе своего сотоварища, участника удивительной игры, когда по его словам, включается другое, не бытовое зрение. В эти мгновения художник отдает работе всю силу своего чувства, как бы растворяется в ней. В этой таинственной игре воображения и реальности преображается в первую очередь душа художника, а затем и зритель получает свою долю тепла и света. 

Художник, увлеченный  пейзажем, знает - природа никогда не бывает одна и та же. В ее настроении бесконечное разнообразие нюансов. Чтобы передать краски солнечного света на яркой зелени деревьев, отраженных в зеркале воды, или прихотливую изменчивость заката над озером, необходимо знать законы цветовой гармонии и в совершенстве владеть всем спектром палитры. Если в природе каждый цвет сущест-вует в чистом виде, то на палитре художника это целая химическая лаборатория. Краски здесь живут своей особенной жизнью, которая во многом зависит от состояния души художника: открыт он мгновению вечности или его сознание в потемках. Смешивая краски, художник выбирает те, которые засияют спелыми головками золотых подсолнухов, на фоне дальних заснеженных хребтов, а в другом пейзаже вспыхнут алыми маками, величиной с ладонь. Помещенные у самого края картины, цветы зовут нас вдаль к заснеженным вершинам. 

Весна в Бишкеке особенное  время года, она волшебно прекрасна и обманчиво капризна. Цветение урюка, аромат сирени, таинственные в своей простоте, открытые преображению одуванчики, яркие тюльпаны, нежные нарциссы по весне пробуждаются, радуют глаз, веселят душу, вызывают к жизни самые фантастические мечты...

а на завтра, может статься, каприз природы накроет землю снежным покрывалом. Старожилам известно - в горном климате свои причуды. Зотов пишет весну в ее самом праздничном наряде: цветущие бело – розовые кроны деревьев напоминают подвенечные платья невест. Цветы ,собранные в букет для натюрморта, кажется хранят нежный аромат первой после долгой зимы, еще не вполне проснувшейся, зелени.  

Художник не ограничивает себя чистым пейзажем. Желая сохранить для потомков исторический облик Бишкека, он достоверно и внимательно пишет ''портрет'' зданий сталинских времен в Бишкеке, так называемую советскую классику, вершиной которой в Бишкеке является Государственный театр оперы и балета. Самые привычные мотивы городской среды под взглядом Зотова преображаются в поэтичные и привлекательные места, так этюд '' Фонтан в парке им. генерала Панфилова'' напоминает о городе Фрунзе 50- 70 – x годов прошлого века. Тут, неподалеку от здания правительства проходили праздничные демонстрации трудящихся, звучал духовой оркестр, на танцевальной площадке девушки с замиранием сердца ожидали своих суженых. В ночной тишине старого парка раздавались приглушенные голоса влюбленных. Все это слышал и запоминал старый фонтан, а потом поведал художнику, умеющему слышать и видеть там, где другим это не доступно. 

Лучшее время для работы в Бишкеке это весна и осень. С наступлением лета художник отправляется в дорогие для него места на Иссык - Куле. Зотов человек немногословный, но нам все же удалось кое- что узнать о том как он работает: - '' После возвращения из Санкт- Петербурга прошло несколько лет, прежде чем я решился вернутся к пейзажу. Изредка писал, но это не в счет. Второе дыхание открылось когда вместе с художниками Василием Степановичем Стрельченко и Александром Платовым мы стали регулярно выезжать на этюды. Я очень благодарен Стрельченко за эти совместные поездки.  Хотя тогда он отдавал  много сил и времени оформительскому ремеслу и резьбе по дереву, живопись оставалась для него искренней страстью и потребностью. Главное чему Стрельченко меня научил - видеть в пейзаже скрытый мотив для будущей серьезной картины, когда этюд не случайная зарисовка, а первый и важнейший шаг на этом пути. Я с  всегда нетерпением ждал таких поездок, и каждая приносила свои радостные открытия »

 - " Надо сказать, что работа на пленере для меня очень напряженное и энергозатратное время, - приоткрывает один из своих секретов художник. - Погода и освещение меняются, один и тот же мотив спустя час дает совершенно новые эмоции и цветовые впечатления. Нужно, как говорится, вертеться, если хочешь взять мотив. Работа идет даже не столько на холсте, сколько в голове, потому что все в ней строится на накале впечатлений и нервов. Большая удача найти свое место, которое богато на художественные открытия, куда хочется возвращаться снова и снова. Оно дает материал иногда на многие годы.'' 

Иссык - Kуль - магическое место, куда художников притягивает, как магнитом. Но, если разобраться вплотную и пo - честному, то откроется, что тайна волшебного озера для многих  остается недосягаемой. Во всяком случае никому из киргизских живописцев еще не удалось подняться на тот художественный уровень, с которого Семен Афанасьевич Чуйков прославил Чуйскую долину. Признаем, что экзотически пряная красота этих мест может смутить и ввести в заблуждение даже маститого художника, не случайно Чуйков сознательно избегал писать даже вблизи озера. Не следует забывать, что изображая природу, всякий художник изображает прежде всего самого себя . Зотов на наш взгляд относится к немногим художникам, умеющим сохранять свежесть ощущений от каждой новой встречи с чудо - озером.

Иссык - Кульские пейзажи Зотова привлекают своей наивной правдивостью и песенно - лирической интонацией. В лучших Иссык – Kульских  пейзажах Зотова, как в хорошем камерном оркестре все слажено: объемы и формы проникают друг в друга, соединяясь в красивый ландшафт. В небольшом формате картины художник ведет неспешный рассказ о душистых цветах и травах, о сене, которое запасают на зиму местные жители и вид которого для российского гостя никак не предполагает присутствие рядом Озера невиданной красоты, ширины и глубины. Вот она сказка, рядом, сумей только разглядеть ее!

А дальше все на той же картине, настоящий деревенский плетень, а за плетнем приветливо шелестит серебристой листвой береза, за ней зеленый луг, за лугом, у прибрежной полоски трепещут под ветром тополя, дальше открывается вид на озеро и горные дали. Воздух в картине передан так живо, что его присутствие можно обнаружить только наличием неба, еще одного участника этого тихого пасторального пейзажа . Казалось бы художник излишне насыщает картину разнообразием планов, но нам представляется, что именно в этом изобилии кроется очарование его небольших всеохватных пейзажей.

Картина ''Пик Ленина'' не просто показывает зрителю один из киргизских семитысячников, к покорению которого в Кыргызстан устремляются альпинисты. Вид на вершину с ее заснеженной громадой царящей над долиной показывает необъятность земных далей. Контраст золотистой по осени теплой земли и холодных снегов горной гряды, цветные тени наплывающие на скалистые предгорья, глубокий овраг на дне которого беспечно – вечно журчит по камушкам горная речка. Эти состояния в горах уловить нелегко, они быстротечны. Тени набегают стремительно, еще мгновение назад огромная ледяная громада которую так любят покорять альпинисты,  претенденты на высокое звание «снежного барса» сверкала белизной своих снежных покровов. Пошли лавины. И все покрылось сероватой пеленой. И что происходит там на пути к вершине - одному Богу известно?!

Наша встреча с  творчеством Андрея Зотова будет незавершенной, если мы оставим без внимания написанные им многочисленные букеты цветов, которые можно объединить под общим названием - натюрморт. Сам художник убежден, что писать цветы для него - что то вроде разминки, своего рода тренаж перед началом серьезной работы. Но судя по последним работам, показанным на прошедшей недавно персональной выставке, перед Зотовым открывается перспектива серьезных пластических открытий в области натюрморта.

Красочная живопись Андрея Зотова основана на глубоком знании творчества русских мастеров пейзажной живописи. Ему близки такие художники как Рылов с его замечательным романтическим полотном ''В голубом просторе '', где стая белых  лебедей, сопровождаемая свежим ветром парит в вышине над миром человеческих радостей и печалей. П. Кончаловский привнесший в русскую живопись методы письма французских постимпрессионистов. Из киргизских художников, ему близок Т. Койчиев. В картинах Койчиева "Серый день'', ''Вечер в горах '', '' Утро '' оживает образ родины, увиденный и прочувствованный поэтической душой. 

Завершая нашу беседу о творчестве художника Андрея Зотова вернемся к его разговору о себе. - «Такие места на Иссык-Куле как окрестности Каджи-сая и село Комсомол остаются для меня самыми притягательными, я много времени провожу в дороге, од-нажды мельком увидел из окна машины мазары. И сочинилась картина, где мне хотелось передать свежесть омытой дождем природы и особенную архитектуру мазаров вписанных в пейзаж. Опираясь на впечатления, я порой незаметно для себя сочиняю пейзажи, они как то рождаются сами, наверное как результат увиденного и пережитого.» 

Елена Шнырева, искусствовед.

Комментарии (0)

Нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Вы комментируете как гость
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Share Your Location